Александр I

В.Д. Вы историк и посвятили истории практически всю свою жизнь, отдали душу этому великому делу. А было ли такое, что когда вы занимались какой-либо исторической фигурой или событием, появлялась ли сопричастность вот к этой масштабности, событиям? Были ли какие-то переживания, которые вас делали выше?

А.Н.   Вы знаете, была одна такая фигура, и бывали такие ощущения, когда действительно эта причастность к фигуре, к ее переживаниям, к ее борьбе, к ее страхам и надеждам приводили к тому, что сам начинал переживать за человека, за эпоху, за его действия. Это Александр Первый. Александр I – это сын убитого Павла I. Убитого не без его помощи, человека который страстно мечтал о реформах в России, о правде, справедливости и о своеобразной демократии, если это можно было назвать демократией.

Те возможности, которые были в то время в начале 19 века. И вот вы знаете, это было удивительное ощущение человека, который хочет, который боится, все понимает в условиях России. Сделать ничего не может, но сделать это необходимо.

Александр I и конституция Швейцарии

В.Д.   В начале нашей беседы вы открыли передо мной фантастический исторический факт, что оказывается, герой, о котором вы написали прекрасную книгу, Александр I, принял участие в сегодняшнем процветании Швейцарии — этой маленькой, но очень интересной страны.

А.Н.   Он не только принял, он написал Конституцию современной Швейцарии, утвердил ее, провел ее, на совещании Венского Конгресса вопреки мнению, скажем, австрийских руководителей, Англии и т.д. Он настоял на том, чтобы Швейцария приняла тот политический облик, который она имеет сейчас. Ну, естественно, это было давно. За это время швейцарская конституция была изменена, после революции, 1848 года, но, тем не менее, основные контуры ее остались. И это заслуга Александра I, учителем которого был швейцарец, республиканец Лакарт.

Практически самодержец, русский император Александр Первый дал швейцарскому государству республиканскую конституцию. И вообще он дал свободу и конституцию с его определением в Финляндии, самоуправление и свободные категории Польши. Единственное, он был очень робок в отношении России. Он боялся военных, помещиков, он боялся покушений и действовал здесь очень осторожно. И даже однажды сказал: «Я вот уеду в Польшу и из Польши, из Варшавы, там конституцию рассею и таким образом спасу себя». Вот это было очень любопытно.

Старец Федор Кузьмич

В.Д.   Вот существует много легенд, что якобы Александр не умер, превратился в старца, в монаха… Вот каково ваше мнение как историка и автора замечательной книги?

А.Н.   Я твердо убежден, что Александр I, как в свое время Декатиан в Римской Империи, ушел от престола. Ушел сознательно, в зрелом возрасте 48 лет из Таганрога. Что в этом так называемом заговоре «Уход Александра» были задействованы его друг, его соратник, начальник штаба, Волконский, и его жена. Затем два доктора: доктор жены и его медик, вот несколько человек в этом участвовали. По всем канонам, по всем источникам, по всем данным он в это время, а это был ноябрь 1925 года, на английской шхуне отплыл из Таганрога и умер только в возрасте 87 лет в Томске в образе старца Федора Кузьмича.

В.Д.   А что известно о его вот этом подвиге духовном? После императорства стать простым монахом, отказаться от мирского: от власти, от богатства. Какие есть факты или сведения о его судьбе, как она проходила?

А.Н.   Вы знаете, он не был монахом, он был человеком, ушедшим от престола, он был светским человеком. Он в начале, по некоторым сведениям, уехал в Палестину, к гробу Господню, затем он обитал в Троицко-Сосестринской лавре в Киеве. Затем он жил в имении Сааона в Украине, затем в других местах. Есть сведения, что он имел тайную переписку, шифрованную переписку со своим братом, ставшим на престол Николаем I.

Благословенный старец

Есть еще масса свидетельств о его личной жизни и о его путешествиях по России. Потом он уже был обретен как Федор Кузьмич, протокольно, за бродяжничество взят под стражу, наказан и выслан. Дальше уже обретался в Сибири, в Томске, под охраной и при поддержке ряда людей, спонсоров, как мы сегодня говорим — его почитателей. Жил скромно, в келье, на окраине города, при поддержке попа Хромова. И там сделал очень много добрых дел, очень много хорошего сделал и там его могила, на которой написано: «Здесь покоится Федор Кузьмич, благословенный». «Благословенный» — это при жизни, это как бы титул Александра I.

В.Д.   Это все-таки, наверное, духовный подвиг отказаться от власти и немногим дано.

А.Н.   Многие люди вот этого акта, этого подвига не понимают. Им не дано, они не ведают, как это может быть в принципе, но это же бывало в жизни. Это бывало, к примеру с Декатианом, римским императором, это было с императором священной Римской Империи, Габсбургами, с Карлом 4 и другими. Бывало, люди уходили и выращивали капусту, как Декатиан, понимаете? Ну, это что, это веление времени.

В.Д.   Людям, которые, очень сильно привязаны к деньгам и к материальному, к ранжирам каким-то этого, наверное, не понять.

А.Н.   Не понять.

Если вы хотите посмотреть беседу В. Довганя и А.Н. Сахарова полностью в видео формате, то перейдите на страницу Разговор с историком Александром Николаевичем Сахаровым.

Какие еще исторические факты об Александре Первом вы знаете?