Вопросы слушателей задает Дмитрий Соболев.
Творческий человек и бизнес
ДС: Я считаю себя очень талантливым и творческим. Может ли творческий человек сам добиться успеха в бизнесе?
ВД: Да может, конечно, смотря какая идея.
ОТ: Может, конечно. Тем более, если человек так пишет про себя, то он уже неординарный, в нем уже что-то есть, нужно продолжать в таком же духе.
ВД: На самом деле сегодня время идей, ребята. Мы не знаем, был ли трудолюбивым человек, который придумал группу компаний Группон. Может, он сидел на диване и был творческим, но вот придумал скидочную компанию, которая стоит сейчас за десятку миллиардов. Из ничего просто, да, из идеи, которая получила реализацию. Сегодня уже Олег скажет как банкир: «денег много в мире, а талантливых людей мало, в которых хотели бы инвесторы вкладывать». Поэтому реализуйтесь.
Обдумывание бизнес идей
ДС: Как вы рассуждаете, когда у вас появляется новая бизнес идея, поэтапно, коротко?
ОТ: Думаю над ней, вынашиваю. Например, сейчас у меня есть одна бизнес идея, связанная с интернетом, с онлайном. Может, это уже возрастное, может, в вашем возрасте это и не нужно. Я уже, например, полгода думаю над ней. С возрастом становишься менее рискованным, а если тебе 18-20, чувствуешь идею – пошел. Я уже более взвешиваю, полгода размышляю, поэтому этот процесс длительный. 6 месяцев как можно описать? Думаю, прикидываю, рискую, проворачиваю успех, проворачиваю у себя в голове риски, банкротство и т.д. Вопрос сложный, но если тебе 18-20 лет — то вперед.
ВД: В бой, как Наполеон говорил.
ОТ: У меня не было неуспешных проектов, были ошибки, конечно, и терял деньги, я в книге своей это все описал. У меня книга, вы знаете, там все описано, но сейчас мне труднее, потому что Олег Тиньков, там по-русски говоря, «обделался». По-простому говоря, разорился, неудачный проект, мне это тяжелее с точки зрения PR, поэтому у меня сложнее.
ВД: Ребят, смотрите, когда вы обдумываете идею, во-первых, всегда возвращайтесь в историю вопроса. То есть та идея, которая пришла, все равно есть аналогии какого-то исторического момента, с чем-то с историей связано, посмотрите обязательно это. Второй момент — обязательно задайте себе вопрос: а вы сами-то будете пользоваться этим продуктом? Великий финансист говорит: «вкладывайте всегда в ту компанию, продуктом которой вы пользуетесь. Пьешь кока-колу, вкладывай в ее акции, джиллетт и т.д».
Третье – задайте себе такой вопрос: «что у меня есть такого, что я могу дать людям, обществу, чтобы люди мне заплатили?». У кого-то талант в музыке, у кого-то в математике. Что вы можете дать людям, за что вам люди заплатят — это простые земные моменты.
Мотивация команды на старте реализации новой бизнес идеи
ДС: Чем можно замотивировать людей на начальном этапе, когда проект еще в стадии раскрутки и платить особо нечем?
ОТ: Тут, к сожалению, ничего не придумать. Это капитализм, и все давно за нас придумали. Не нужно городить какие-то огороды, парадигмы. Если нечем платить кому-то за его время, потому что у нас у всех ограничены ресурсы — это время, то нужно чтобы это был твой партнер. Ты берешь его по-русски говоря в долю, или если говорить более цивилизованным языком, делать это на партнерстве. Либо ты делишься собственностью с этими людьми, либо ты им платишь достойную заработную плату, которая компенсирует время, ими потраченное на тебя.
ВД: Прекрасный ответ. Кстати, в Америке, Олег, наверное, тоже работал много, не особо хотят какие-то проценты получать, какие-то акции, нужно здесь и сейчас получать. То есть настолько роботы уже стали — час стоит столько-то, шаг сделал — заплати. У нас вы еще можете найти романтиков, идеалистов, и это хорошо, ребят. Поделиться акциями, мечтой своей — и вперед.
Если вы хотите просмотреть полное интервью, то пройдите по ссылке: Бизнес секреты от В. Довганя и О. Тинькова в видео формате.
Была ли у вас когда-нибудь бизнес идея, смогла ли она реализоваться?