Например, Тойота: история успеха этой компании началась не так давно, по сравнению с другими известными марками автомобилей.
Toyota и Ford
Давайте сравним двух гигантов автоиндустрии: японскую Toyota и американский Ford. Каковы были первоначальные условия у каждой из эти компаний? По накопленному технологическому, финансовому, научному, маркетинговому потенциалу Ford опережал Toyota минимум на 50 лет.
Япония до Второй Мировой войны представляла собой аграрную страну, самое высокое здание в Токио в 1958 году была православная церковь, храм, который Касаткин великий построил. Представляете, трущобы, захолустье, феодальная страна, не было науки, да много чего в Японии не было, но начнем по порядку.
Тяжелое начало для Тойота
Итак, у Ford преимущество в 50 лет! Если мы с вами даже мысленно представим 1945 год: окончание войны и разгром Японии — бедной феодальной страны, то мы обратим внимание, что к этому времени Форд была самой знаменитой компанией. По всему миру дистрибуция, реклама, по всему миру знаменитые автомобили Ford: легковые, грузовые и трактора.
Вот представьте старт: японская Тойота только начинает что-то собирать, первые машинки, которые японцы привезли в Америку — американцев рассмешили тогда. Это было в 1948 году. История успеха начиналась с «минусовых» позиций для будущего гиганта и всей промышленности в целом.
Надо отметить, что в 1945-48 годах японские товары тогда еще не были известны как товары с превосходным качеством, с преимуществом.
Япония была отсталая страна. И она ассоциировалось у всего мира в то время как что-то дешевое, некачественное. Toyota делает очень смешные, некачественные, очень маломощные и некрасивые машинки, как консервные банки. А Ford уже гремит, Ford уже завоевал весь мир.
Сырье и транспорт Японии
Теперь давайте посмотрим сырьевые запасы, сырьевую базу. У Японии нет ни нефти, ни угля, ни металлической руды, нет ничего, чтобы Toyota смогла произвести автомобиль. Ей нужно привезти руду железную, уголь, нефть, ей нужно привезти дерево для отделки, кожу и т.д.
Транспортные расходы на сырье колоссальные — это же за 1000 км все везется через моря и океаны. Сделав автомобиль, Toyota его надо привезти еще, это тоже транспортное плечо немаленькое и стоимость приличная у доставки.
Надо отметь, что как только Toyota приступила производить свои замечательные автомобили, но в то время они еще таковыми не были — это была обычная компания, ничем не отличающаяся от других, которая производила оборудование для ткацких фабрик.
Вот если вы посмотрите на логотип Тойота, на ее этот бренд, то вы увидите 2 челнока, которые скрещены. Два челнока — это память об истоках компании.
Потенциал Америки середины ХХ века
В это время Форд уже 50 лет тратит на рекламу, у него свои рудники, свои шахты, свои корабли, свои домны, сталь варят свою. Генри Форд создал вертикально интегрированный мощный холдинг, богатейший человек своего времени, богатейшая компания своего времени.
Ну и надо отметить, что, конечно же, научный потенциал Америки был в 1000 раз больше в то время, чем в Японии. Америка делала уже космические корабли, уже создала атомную бомбу. У них самые лучшие ученые были собраны со всего мира.
Большой разрыв по всем параметрам
У Японии не было своей фундаментальной науки в то время. Какие-то крестьяне ходят в своей одежде крестьянской. Представляете, какой разрыв: технологический, научный, сырьевой. И в то же время надо отметить, что на самом-то деле весь этот потенциал нельзя за один день накопить, его нельзя за один год создать.
Вот можно, например, вложить 10 млрд. долларов во что-то, но для того, чтобы вы создали Оксфорд или Кембридж нужно время, нужны талантливые люди. Наука и технология быстро не развиваются. Это опять минус стартовым позициям Тойоты.
Неожиданный успех в истории Тойоты
Проходит не так много времени и происходит чудо. Вдруг американцы обнаруживают, что они проигрывают на своей исконно лидерской позиции, на своей исконно лидерской индустрии. Автопром во всем этом масштабе, со всеми этими дорогами скоростными, все это зародилось в Америке и мы с вами это знаем.
И что же происходит? Несмотря на все преимущества, американская промышленность автомобильная терпит поражение. И если лет 15-20 назад были еще слабые надежды, что американский автопром еще как-то может конкурировать, то сегодня, друзья, очевидно, что японский автопром смел его просто, как ураган гнилую солому. Вот весь этот потенциал: научный, технологический, маркетинговый, просто смел и все, без всяких вариантов.
Если вы хотите узнать полную историю успеха компании Тойота и других японских брендов, то посмотрите видео от Владимира Довганя на странице Секрет успеха японских компаний.
Какие еще успешные бренды из Японии вы знаете?