Ограничение равно возможности
В.Д. Дмитрий, вот я знаю, что у вас есть уже готовая методика по обучению людей, по развитию креативных способностей. Научите творчески мыслить, будьте добры. У вас такой ум, он построен очень логично, очень четко. Если можно, дайте советы, вот первое, второе, третье – это настолько удивительно, я нигде такого не слышал.
Д.Ч. Ну, как мне кажется, для того, чтобы человек начал думать, его надо ограничить. И чем сильнее вы его ограничите, тем больше возможностей у него для думанья. Сказать человеку: «Придумай мне что-нибудь» — это поставить его в тупик, «ну что я тебе придумаю?»
Но как только вы сужаете правила… Вот почему люди так любят играть в игры? Например, в футбол, ну идиотская задача: мячик из одних ворот, возьми его в руки, пойди и понеси в ворота, если ты так хочешь. Но нет, можно ногами исключительно, все остальные будут тебе мешать, рукой ты не можешь, офсайды и пр. Казалось бы, простая задача, ограничивается всякими правилами, потому что по правилам играть интереснее, а без правил не интересно играть. Вот с мышлением то же самое.
У Хемингуэя был короткий рассказ: «Продаются детские пинеточки. Не ношенные». И все… В нем сразу целая жизнь какая-то. Вот задача: сможете из 6 слов составить рассказ? Который будет интересен. Казалось бы, я взял людей и очень сильно их ограничил. Это является началом творчества, вот задали себе правила, по ним играете, и сразу фантазия включается.
Чтобы создать, надо описать
Если вы хотите создать игру какую-то, вам нужно описать игру, которая вам нравится. Вот если мы берем за основу футбол, вы берете футбол и расписываете его по предложениям. Футбол – это игра, в которую люди играют ногами, мячом, на зеленом поле с воротами. Максимально описали, а теперь каждое слово начинаете менять и подбирать ему варианты: люди, а вот интересно, не люди. А кто-нибудь еще может играть? И выясняется, что могут.
Я был недавно в Эмиратах, а там крайне популярны верблюжьи бега. Ну вот, по традиции на верблюдах сидели дети, ну маленький ребенок меньше весит и он хлыстом погоняет, 6-7 летние дети. Толпа в 50 верблюдов бежит, и не дай Бог что-то случится, ребенок, понятное дело, не выживает. В какой-то момент они поняли о морали и детей заменили на роботов. Сейчас это очень смешно выглядит: бежит верблюд, на нем смонтирован робот, который его погоняет. Т.е. людей можно заменить роботами.
Начинайте перебирать варианты
Я возвращусь к футболу: играют на траве, а мне вот трава не нравится, а на льду можно? На льду можно, условно говоря, русский хоккей получится. А в воде можно? Будет водное поло, а воздухе можно? Будет квидич. И вот пробуя, вы будете приближаться к тому, что одно простое предложение даст вам тысячу вариантов других игр, хотя вы ограничили, вы задали жесткие правила, но, тем не менее, это является для вас очень мощным толчком.
Возьмите птицу, крылья для птицы – это очень серьезное ограничение, они ей мешают. Ласточка, упав на землю, она погибает, она не может взлететь, у нее слишком большие крылья, она не может, ей надо до какого-то места доползти, откуда бы она могла взлететь. Крылья являются серьезным ограничением, но крылья помогают животному лететь.
Вот те же самые ограничения нужны для того, чтобы вашу фантазию, которая отвлекается, максимально сжать и направить в одно русло. И отличие нормального человека от гения в том, что он очень быстро устает и бросает перебирать варианты. А гений продолжает и продолжает этим заниматься. Все — единственное отличие во времени, которое он выделяет какой-то проблеме, и перебирая ее он выходит на какой-то новый уровень. Но это моя точка зрения, я могу ошибаться, но мне кажется, что ничего, кроме метода перебора не существует в принципе.
Посмотреть полную беседу Владимира Довганя и Дмитрия Чернышева вы можете по этой ссылке: развитие творческого мышления, методики и принципы.
Вы когда-нибудь использовали метод разбивки и перебора? Попробуйте его прямо сейчас.