Масутацу Ояма
ВД: Сергей Иванович, вы один из немногих мастеров такого уровня, которому посчастливилось лично учиться у основателя нашего стиля Кёкусинкай Масутацу Ояма. Что запомнилось в этой глобальной личности? Что вас тронуло больше всего? Для нас, для ваших учеников, это очень интересно, потому что мы соприкасаемся как с первоисточником, потому что мало людей, которые могли бы сказать: «Я занимался у Масутацу Ояма».
Более того, я даже знаю из ваших рассказов, что в начале пути, когда еще был Советский Союз, когда не было валюты, вы приезжали и голодали в прямом смысле слова. И как-то великий основатель школы, Масутацу Ояма, приказал секретарю выдать вам деньги, чтобы вы могли покупать себе еду. Даже вот такие невероятные человеческие проявления. Что вам запомнилось? Это будет интересно нам, ученикам.
«С Сесаем мог пообщаться обычный студент, президент, монарх. Он всегда был на том уровне, на котором нужно быть, но он никогда не ставил себя выше, и никогда не ставил себя ниже другого человека»
СЯ: Старшее поколение, которое раньше занималось и вообще жило в годы Советского Союза, они помнят, что годы с 82 по 89 год в стране был запрет на развитие карате. Но помимо всего этого мы жили в такой стране, когда выезд за границу — это целое событие. Для тех людей, которые занимались карате, конечно, очень важно было поехать туда, где это часть культуры, а тем более — встретиться с мастером.
Я много раз делал такую попытку, но мне не удавалось, потому что объективно не давали паспорт, а когда дали паспорт, возникали какие-то ситуации, которые не позволяли покинуть СССР и приехать в Японию. У меня шла переписка с мастером, и я делился своими впечатлениями о том, как происходит развитие, как я представляю свой Путь, как я представляю Путь своего Додзё, своих учеников.
В 91 году Масутацу Ояма, основатель карате Кёкусинкай, прислал своего представителя в Россию, господина Накаяма, это его друг, бизнесмен, который приехал в Россию по делам бизнеса, но он захотел встретиться со мной. Когда он приехал ко мне, и мы встретились с ним, я ему показал, как происходит развитие в России, в моем Додзё, в организации.
Ему это очень сильно понравилось, он много фотографировал, снимал. После того как он уехал в Японию, буквально через 2 недели я уже получил приглашение от Масутацу Ояма приехать в Японию. На тот момент нашей страны огромной уже не стало, стала Россия, и мне удалось выехать в Японию, встретиться с Масутацу Ояма, взять у него уроки, потренироваться, пообщаться.
Для меня он запомнился, прежде всего, как великий человек. Но все его величие не в том, что он делал какое-то серьезное лицо и проявлял недоступность. Это очень простой человек, но я помню его глаза и руки. Глаза — это глаза мастера, которые пронизывают тебя как рентген. Ты сидишь с ним и чувствуешь, как он проходит через тебя, ты понимаешь, что энергетика, которая идет через глаза, конечно, может быть, она и при рождении такая была, но все-таки он ее развил, он отдал всю жизнь этому.
Он любил карате, это была его жизнь. Но больше Масутацу Ояма знают как общественного деятеля. Всю ту энергию, которую он собрал в себе, он отдал людям. Он ездил по всему миру и раздавал эту энергию, часть души, поэтому его карате шагает по всему миру.
Что такое карате Кёкушин
Все знают Сесая как великого человека, как простого человека, человека, доступного для каждого человека. Сесай следил за тем, чтобы было правильное понимание карате Кёкушин. В России до этого было много попыток развития Кёкушин, но он говорил, что те люди, которые раньше были и приезжали, они никогда не смогут понять и почувствовать, потому, что их приезд был всегда при встречах в официальных костюмах с галстуками и с какими-то бумагами.
Кёкушин познается в Додзё, Кёкушин — это когда ты надеваешь доги (форму, униформу) и начинаешь тренироваться. Когда заканчивается занятие, ты можешь сидеть за чашкой чая, пить и рассказывать о своих впечатлениях, рассказывать о своей семье, о своей стране — вот это и есть Кёкушин. Кёкушин — это есть состояние человека, это то, что находится в твоей душе, в твоем сердце, но не то, что находится в твоих руках.
Конечно, Кёкушин — это удел сильных людей, не столько физически, сколько духовно, потому что физическая сила — это как ступенька к духовному. Каждый раз, когда мы открываем новое Додзё, я в первую очередь своим представителям говорю, что люди приходят разные, и у каждого своя цель, но очень важно показать, что Кёкушин и Додзё — это прежде всего путь через физическое к духовному. Этот подход, этот Путь я взял именно у Сесая, он всегда говорил, что карате, что Кёкушин — это будущее.
Просмотреть полную беседу С.И Якунина и В. Довганя в видео формате вы можете в этой статье.
Какое мнение у вас сложилось о Масутацу Ояма и его стиле карате Кёкусинкай?