Современные ценности

А. Н. Сегодня, наверное, есть некий перекос, навязанной сверху какой-то псевдо моралью. Что поклоняться нужно деньгам, славе, что главное — слава. Я сейчас много общаюсь с людьми по интернету, мне задают вопросы, и к счастью многие люди часто говорят:

«Вот все мое окружение толкает меня на богатый брак, на выгодный брак, а я не могу, потому что я люблю другого человека и мне непонятно, как это можно».

В.Д. Вот скажите, пожалуйста, с высоты своего возраста, мудрости, можно ли предавать любовь или какие-то ценности ради денег, ради славы? Вот ваше мнение?

А.Н.   Я думаю, что это категорически нельзя делать. Это преступление, но прежде всего над своей собственной душой. И я думаю, что человек, который идет вот на такого рода акции — это, прежде всего, он не уважает самого себя, он не уважает свою личность и других людей. Он не уважает своих родителей, он не уважает свое воспитание, своих воспитателей, своих учителей.

Вы знаете, я думаю, что это один из самых больших грехов и это одно из самых больших преступлений. Это как наступить себе на горло, если есть у тебя душа, и так сказать, предать ее ради материальных благ. Предать какие- то нравственные ценности, это и человеческие ценности и человеческие отношения, потому что это очень плохо.

Ценности в прошлом

В.Д.   Андрей Николаевич, вы много лет возглавляли институт России и истории и лучше вас, я думаю, никто не может рассказать, какие ценности, нравственные, человеческие были свойственны русским промышленникам. Я, как предприниматель много интересовался Ребушинским и Смирновым, и я видел потрясающие факты.

Когда люди сами из крепостных выкупали себя, становились, вот как Петр Арсеньевич Смирнов, личностью богатой и в первую очередь строили для своих работников дома с электричеством, больницы строили. Мой небольшой опыт исторический, меня поражал всегда опыт какой-то удивительной заботы сильных, успешных, богатых о слабых. Вот это традиция России? Как историк, как мудрец, вот как бы вы могли охарактеризовать традиции нашего предпринимательства, традиции нашего купечества, капитализма, вот нашего российского?

Традиции начального капитализма в России

А.Н.   Я думаю, что эти традиции зарождались совсем не так. Они зарождались как обычные традиции жестокого, начального капитализма. Вспомните, скажем, выходца из простых людей, Демидова, который строил Уральские заводы и который жесточайшим образом эксплуатировал людей и шел на преступления.

Вспомните Баташовых, скажем. Это знаменитые промышленники, выходцы под Нижним Новгородом, которые построили там Баташовскую империю, мрачную империю, с застенками, с дворцами, с любовницами, там не было ни филантропии, там не было ни помощи, там не было каких-то таких душевных движений в отношении людей, которые на них работали.

Новая плеяда промышленников

Но это был начальный этап развития капитализма в России. Но время шло, эти люди, их дети, их внуки образовывались, получали прекрасное образование и в России и за рубежом. Они становились людьми, близкими к известным деятелям науки, культуры, к писателям известным, к тому же Достоевскому, к Алексею Константиновичу Толстому, к другим.

Часть была дружны со Станиславским, с другими деятелями культуры. То, о чем вы говорите, это была уже новая плеяда. Пожалуй, второе, третье поколение русских промышленников. Я вспоминаю очень любопытный и блестящий роман, художественной ценности невероятной, Мельникова и Печерского «В лесах и на горах». Промышленника Чепурина, ну образец, я думаю, на грани первого-второго поколения русских промышленников.

Это человек чести, человек долга, человек разума, человек прагматичный и очень четко понимающий свою выгоду, но никогда не идущий на какие-то криминальные или даже полукриминальные дела в интересах наживы. И вот то, о чем вы сказали, Пушинский, Коновалов и другие — это были люди, и те, кто поддерживал Станиславского, и поддерживал Чехова.

Томаш Батя – промышленник из Чехословакии

Это уже были люди новой формации, это люди, которые строили библиотеки для рабочих, строили коттеджи в Костроме на ткацких фабриках, строили дороги больницы, школы. Это была совсем новая категория. Я однажды был в Чехословакии и попал на территорию завода Батя. Томаш Батя — это блестящий промышленник 30-х годов.

В 30-е годы Чехословакия, она примерно напоминала мне то, что делали в 10-е годы наши предприниматели второй-третьей волны, российские. Вот те же школы, те же дороги, те же больницы, разного рода льготы, пенсии. Но строго Батя следил за своими рабочими. У него был кабинет-лифт, и вот он в этом кабинете-лифте работал и нажимал кнопку, появляясь неожиданно на том этаже своего предприятия, который хотел проконтролировать.

С одной стороны помощь, льгота и разного рода фонды, а с другой стороны — такой жесткий, буржуазный, потогонный контроль.

Если вы хотите посмотреть беседу В. Довганя и А.Н. Сахарова полностью в видео формате, то перейдите на страницу Разговор с историком Александром Николаевичем Сахаровым.

Какие духовно нравственные ценности человека двигают вами по жизни?