У финского образования множество положительных особенностей, некоторые из которых могли бы стать хорошим подспорьем в нашей отечественной образовательной системе. Давайте рассмотрим их подробнее.
Подготовка педагогов
Настоящий учитель должен, в первую очередь, быть компетентен в том, чему учит детей. В финском образовании с этим нет проблем. Педагог в Финляндии при поступлении в ВУЗ должен доказать, что умеет работать с детьми, что у него есть опыт в этой сфере деятельности.
На вступительных экзаменах будущий учитель в Финляндии должен не столько показать знание начальной теории по воспитанию детей, сколько предоставить доказательства того, что имел практический опыт в этом.
Далее идет психологическая проверка абитуриента. После окончания пед ВУЗа начинающий учитель проходит стажировку в дошкольном или школьном образовательном учреждении. Финское образование устроено так, что не каждый стажер может стать учителем в итоге.
Только профессиональное обучение
Одна из интересных особенностей образовательной системы Финляндии заключается в том, что там учитель никогда не станет учить детей тому, чему сам не учился в ВУЗе. При этом, будущих преподавателей обучают многим навыкам, которые пригодятся им в профессии.
Как это не сходится с нашей системой, когда постоянно вводятся новые предметы, а педагоги вынуждены преподавать то, в чем сами некомпетентны…
Государственный приоритет
В Финляндии на родительские собрания не превращаются в «родительские собирания» на шторы, ремонт и др. Финское образование – это государственный приоритет.
Для школьников практически все бесплатно: проезд, учебники, группа продленного дня, даже еда в школьной столовой.
Из платных услуг в рамках дошкольного и школьного образования можно выделить «ночную продленку». Но она недорогая и стоимость жестко регулируется государством. В ночное время ребенок может остаться в образовательном учреждении, например, если его родители работают в ночную смену и живут достаточно далеко от школы ил детсада.
Особенности финских школ
Финское школьное образование многим отличается от нашего: вплоть до 7-го класса ученики занимаются по одинаковой программе во всех школах. Уже с 3-го класса дети учат 2 дополнительных языка, и уже к окончанию начального обучения достаточно свободно могут на них говорить.
Творческое развитие
Большое снимание здесь, как и в детсадах, уделяется творческому развитию ребенка. Множество предметов посвящены именно этому. Почти в каждом классе стоит фортепиано, и практически каждый учитель умеет на нем играть. Но в обязанность это не входит.
В финских школах полностью отсутствует такая система «стимуляции», как унижение. Это просто неприменимо! Также не приветствуется наличие «любимчиков» у учителей – все равны.
Курсы драматургии
Одним из обязательных предметов в финском образовании является драматургия. Дети учатся обыгрывать различные ситуации, встают на место других людей и пытаются понять их поступки в той или иной ситуации. Эта игра убавляет серьезности (и доставляет больше удовольствия от процесса обучения), а также позволяет детям лучше развиваться.
Репетиторству нет
Примечательно, что в финской системе образования совсем отсутствует такая практика, как репетиторство. Педагог в рамках обязательной программы обучения должен дать ребенку и дает все необходимые начальные знания.
Также в Финляндии не поощряется помощь родителей при выполнении домашнего задания их детей.
Можно еще много рассказать об особенностях финского образования, кто-то даже называет его лучшим в мире. Не беремся это утверждать, но самое главное в Финляндии: начиная с дошкольного образования, дети не готовятся к жизни, а уже живут.
Полноценность проживания своей жизни ребенком, начиная с самого раннего возраста – одна из «фишек» образовательной системы этой страны.