У финского образования множество положительных особенностей, некоторые из которых могли бы стать хорошим подспорьем в нашей отечественной образовательной системе. Давайте рассмотрим их подробнее.

Подготовка педагогов

Настоящий учитель должен, в первую очередь, быть компетентен в том, чему учит детей. В финском образовании с этим нет проблем. Педагог в Финляндии при поступлении в ВУЗ должен доказать, что умеет работать с детьми, что у него есть опыт в этой сфере деятельности.

На вступительных экзаменах будущий учитель в Финляндии должен не столько показать знание начальной теории по воспитанию детей, сколько предоставить доказательства того, что имел практический опыт в этом.

Далее идет психологическая проверка абитуриента. После окончания пед ВУЗа начинающий учитель проходит стажировку в дошкольном или школьном образовательном учреждении. Финское образование устроено так, что не каждый стажер может стать учителем в итоге.

Только профессиональное обучение

Одна из интересных особенностей образовательной системы Финляндии заключается в том, что там учитель никогда не станет учить детей тому, чему сам не учился в ВУЗе. При этом, будущих преподавателей обучают многим навыкам, которые пригодятся им в профессии.

Как это не сходится с нашей системой, когда постоянно вводятся новые предметы, а педагоги вынуждены преподавать то, в чем сами некомпетентны…

Государственный приоритет

В Финляндии на родительские собрания не превращаются в «родительские собирания» на шторы, ремонт и др. Финское образование – это государственный приоритет.

Для школьников практически все бесплатно: проезд, учебники, группа продленного дня, даже еда в школьной столовой.

Из платных услуг в рамках дошкольного и школьного образования можно выделить «ночную продленку». Но она недорогая и стоимость жестко регулируется государством. В ночное время ребенок может остаться в образовательном учреждении, например, если его родители работают в ночную смену и живут достаточно далеко от школы ил детсада.

Особенности финских школ

Финское школьное образование многим отличается от нашего: вплоть до 7-го класса ученики занимаются по одинаковой программе во всех школах. Уже с 3-го класса дети учат 2 дополнительных языка, и уже к окончанию начального обучения достаточно свободно могут на них говорить.

Творческое развитие

Большое снимание здесь, как и в детсадах, уделяется творческому развитию ребенка. Множество предметов посвящены именно этому. Почти в каждом классе стоит фортепиано, и практически каждый учитель умеет на нем играть. Но в обязанность это не входит.

В финских школах полностью отсутствует такая система «стимуляции», как унижение. Это просто неприменимо! Также не приветствуется наличие «любимчиков» у учителей – все равны.

Курсы драматургии

Одним из обязательных предметов в финском образовании является драматургия. Дети учатся обыгрывать различные ситуации, встают на место других людей и пытаются понять их поступки в той или иной ситуации. Эта игра убавляет серьезности (и доставляет больше удовольствия от процесса обучения), а также позволяет детям лучше развиваться.

Репетиторству нет

Примечательно, что в финской системе образования совсем отсутствует такая практика, как репетиторство. Педагог в рамках обязательной программы обучения должен дать ребенку и дает все необходимые начальные знания.

Также в Финляндии не поощряется помощь родителей при выполнении домашнего задания их детей.

Можно еще много рассказать об особенностях финского образования, кто-то даже называет его лучшим в мире. Не беремся это утверждать, но самое главное  в Финляндии: начиная с дошкольного образования, дети не готовятся к жизни,  а уже живут.

Полноценность проживания своей жизни ребенком, начиная с самого раннего возраста – одна из «фишек» образовательной системы этой страны.