Книга «Стратегия голубого океана», написанная Чаном Кимом и Рене Моборн, это возможность для бизнеса использовать новые рынки там, где раньше их попросту не было.

Особенности традиционного бизнеса

К стратегии голубого океана мы вернемся чуть позже, а сейчас поговорим о том, что такое традиционный бизнес в классическом понимании.

Военное искусство

Традиционные бизнес-стратегии заимствуют многое из военного искусства. Они проникнуты агрессивностью, и в качестве одной из самых важных задач рассматривают нанесение поражения противнику или захват вражеских позиций. Многие используемые термины взяты из словаря военных – “штаб-квартира”, “наступление”, “передовые позиции”.

Выстраивая стратегию и формулируя корпоративные цели, компании изъясняются на языке войны, говоря о “сражении” с конкурентами, их “нейтрализации” и достижении “перевеса сил”.

Такая фразеология создает в контексте бизнес-стратегии шаблонное мышление, сосредоточенное на конкуренции в ограниченном сегменте и на завоевании преимуществ над другими игроками. Подобное противостояние не на жизнь, а на смерть окрашивает “океан конкуренции” “кровью” жертв – оно наносит ущерб всем участникам отрасли, приводя к сокращению их доли рынка, прибылей и темпов роста.

Хотя противостояние конкурентам играет в бизнесе важную роль, оно не является единственно возможной корпоративной стратегией.

Что такое стратегия голубого океана

Альтернативой служит так называемая стратегия голубого океана, основанная на идее создания новых рынков там, где их раньше не было. Всего лишь столетие назад многих современных отраслей – например, автомобилестроения, звукозаписывающей индустрии, нефтехимического производства – не существовало.

За последние 30 лет возникли новые капиталоемкие отрасли, в том числе телекоммуникации и биотехнологии. Может ли даже самый дальновидный стратег предсказать, какие возможности для применения стратегии голубого океана появятся в предстоящие десятилетия?

Это не гипотетические рассуждения, а принципиальный вопрос сегодняшнего дня. Стратегия голубого океана способствовала возникновению не просто новых отраслей, но чрезвычайно рентабельных отраслей. Подтверждением служат следующие цифры.

Подтверждение в цифрах

Из новых продуктов 108 компаний, участвовавших в исследовании, 86% были расширением существующего ассортимента, основанном на конкурентной модели. Такой тип развития принес компаниям 62% совокупного дохода, но только 39% прибыли. Компании, применившие стратегию голубого океана, демонстрировали почти зеркальное отражение этих показателей: их новые продукты принесли 38% совокупного дохода и 61% прибыли.

Необходимость поиска новой стратегии продиктована рядом причин. Молниеносное распространение информации, глобализация, избыточные производственные мощности и новые технологии облегчают и ускоряют создание неотличимых друг от друга продуктов. На крупных известных производителей наступают все новые конкуренты, а потребители все чаще выбирают товары только на основании цены.

Модель голубого океана оказывается наиболее жизнеспособной в контексте общей политики компании, предусматривающей совершенствование бизнес-операций, функциональности и ценообразования.

Это резко отличает ее от обычного процесса внедрения новой продукции, который, как правило, не ведет к совершенствованию методов работы компании и не влияет на общую корпоративную стратегию.

10 важных вех книги

  • Многие корпоративные стратегии основаны на военных моделях, которые предполагают ожесточенное противоборство с противником.
  • Когда компании вступают в прямую конкуренцию, все участники сражения страдают от сокращения доли рынка, снижения прибылей и темпов роста.
  • Стратегия голубого океана направлена на создание новых предприятий в тех областях, где отсутствует конкуренция.
  • Примерами использования этой стратегии являются цирк Cirque du Soleil, винодельческая компания Casella Wines, женский фитнес-клуб Curves, крупнейшая в мире сеть кофеен Starbucks.
  • Отрасли голубого океана являются более рентабельными, чем отрасли с традиционной жесткой конкуренцией.
  • Предлагайте своим потребителям «ценностные инновации», то есть ощутимые преимущества за более низкую цену.
  • Каждый из шести принципов стратегии голубого океана связан с риском.
  • 6 принципов таковы: “пересмотр границ рынка”, “важность общей картины”, “выход за рамки существующего спроса”, “продуманная последовательность”, “преодоление организационных преград” и “реализация как часть стратегии”.
  • Чтобы оценить ситуацию на рынке и прояснить свои возможности, воспользуйтесь приемом составления “стратегической канвы”.
  • Разработка стратегии голубого океана требует участия всего коллектива.

Эссе по книге «Стратегия голубого океана», Чан Ким и Рене Моборн.