В.Д.   Дмитрий, а как вы начинали свой путь развития?

Д.Ч. Ну, мне довольно повезло, я из совершенно простой семьи: отец шофер, а мама буфетчица, но они покупали книги в больших количествах, и я был книжным ребенком. У меня еще было очень слабое здоровье, т.е. я где-то полгода болел и всю болезнь я читал. И что еще очень странно, у меня был огромный букет заболеваний хронических, и все это прошло, когда я пошел в армию. Я служил 2 года в десанте, и с тех пор как отрезало, с тех пор я практически не болею.

Собиратель чудес

И тогда я начал собирать те вещи, которые меня удивляют. Я помню одно из самых четких воспоминаний о детстве, когда в детском саду я нарисовал рисунок домика абсолютно также, как рисуют домик все. То есть это треугольник, внизу квадратик, окошко, дверь и труба какая-то, все дети так рисуют, и я вот также нарисовал. И вот подошел мой друг Гера и добавил несколько линий к этому рисунку, т.е. он к плоскому домику добавил перспективу, и на моих глазах произошло чудо: из обычного корявого детского рисунка он стал трехмерным.

Вот этими простыми вещами он добавил объем. И я подумал, как это круто, три штриха и стало все, как в жизни. И я стал собирать такие вещи , потому что вот у меня есть теория как создается что-то новое и если ее упростить сильно, то соответственно: есть объекты какие-то минимальные, т.е. если мы говорим про куклу, то это рука, нога, голова, туловище и есть способы связи их между собой — это нитки, веревки, крепления, шурупы, как угодно.

Например, как только вы поняли, что есть какой-то новый способ – это сразу вас расширяет. Как только вы поняли, что вот можно сделать блок и с его помощью можно будет легче что-то поднять, вы сразу уже додумываете, что этих блоков может быть не один, а два и три. Вы сразу можете поднять любую вещь. И с рычагом также.

Творческое мышление развивается через понимание устройства

Вот я знаю людей, которые говорят:

«Это чудо, и мы его трогать не будем, и если вы разберете «Джоконду» на части она перестанет быть «Джокондой», и она перестанет работать»

Я с этим категорически не согласен, это надо разбирать на части, не для того, чтобы понять: «А, это был не гений, это был человек, который просто так рисует». Не для того, чтобы это децентрализировать, а чтобы понять, как это устроено, и чтобы вы сами могли это сделать.

В двух словах алгоритм такой: вы сначала разбираете на части вещь, а потом собираете в любой последовательности. Любая вещь, которая вам понравилась, поймите, почему она вам понравилась. Как только вы поймете, вы вычлените алгоритм и считайте, что вы уже наполовину научились создавать такие вещи.

Это работает на всем

В.Д.   Здесь, когда мы говорим вещь, мы имеем в виду и процессы и фильмы..?

Д.Ч.  Все, что угодно. Любая вещь, которая вас зацепила, любая мысль, любая картина, поступок, постарайтесь понять почему. Почему 9 предыдущих историй не произвели на вас впечатления, а вот эта произвела, почему? По каким законам она устроена? Как только вы это поймете, это не очень сложно.

Мне кажется, есть такие вещи, в которых интеллектуальная смелость должна доходить до самого предела. Я сталкивался со всякими научными исследованиями, где говорилось, например, о том, что бить детей нельзя – это замедляет их прогресс. Я категорически согласен с этим, нельзя – это в качестве примера.

Но, если бы, например, исследователь пришел к выводу, что все дети, которых бьют, они развиваются лучше и быстрее, то у него бы не хватило смелости сообщить об этом. И вот такая политкорректность в мыслях, она меня очень пугает, потому что она является на самом деле тормозом.

Как только человек начинает говорить: «Вот в эту сторону мне можно думать, потому что это правильно, а вот в эту строну нельзя» — у него начинается религиозное мышление, такой туннель, он сужает свое зрение до уровня туннеля и ограничивает, вычеркивает для себя все остальное из мира, это крайне вредно для сознания. Для человека, мне кажется, не должно быть ничего святого именно в плане, что у него не должно быть никаких запретных тем для мышления.

Посмотреть полную беседу Владимира Довганя и Дмитрия Чернышева вы можете по этой ссылке: развитие творческого мышления, видео обзор.

Какие еще принципы и условия развития творческого мышления вы знаете?