Многие ошибочно считают, что американцы братья Райт построили первыми летательный аппарат – самолет. Нет, это не так. Им принадлежит гораздо большее достижение – первый управляемый полет на самолете. Именно этот факт послужил фундаментом для самолетостроения в будущем.
Крупнейшим фундаментальным достижением братьев Райт было открытие ими трёх осей вращения самолета, что позволило пилотам эффективно управлять самолетом и поддерживать его равновесие во время полета.
Этот метод стал основным, и таковым остается до настоящего времени для всех типов самолетов.
Краткая биография братьев Райт
Братья Райт родились в семье Милтона Райта – епископа евангелической церкви, и Сьюзен Кэтрин Коернер. Уилбер (Уилбур) Райт родился в 1867 году, а Орвилл – в 1871 году. Всего в семье Сьюзен и Милтона было 7 детей.
Период учебы
Оба брата посещали среднюю школу, но не получили аттестаты об окончании. Неожиданный переезд семьи в 1884 из Ричмонда в Дейтон, помешал Уилберу получить аттестат по окончании 4-х классов средней школы.
Орвилл оставил среднюю школу после окончания первого года обучения в 1889, чтобы начать издательский бизнес, разработав и построив свой собственный печатный пресс с помощью Уилбера.
Ранняя карьера
Таким образом, братья Райт начали свой путь к успеху с ранней карьеры в качестве издателей еженедельной газеты «Новости Вестсайда», где Уилбер был редактором, а Орвилл занимался непосредственно изданием.
Воспользовавшись велосипедным бумом, братья Райт открыли мастерскую по ремонту и магазин велосипедов в 1892 году, а затем и начали производство велосипедов под собственной торговой маркой в 1896г.
Все заработанные средства они тратили на свои авиационные опыты.
Интерес к полетам
Интерес к полетам появился у братьев в 1890 году, когда они прочитали в газетах о полетах немецкого инженера Отто Лилиенталя, который разработал, построил и сам испытал 11 летательных аппаратов. Лилиенталь изучал строение крыльев птиц, их полет, его планеры летали как птицы.
Не все ему удавалось, но он совершил свыше 2 тысяч полетов.
Аппарат с мотором
А если к планеру приделать мотор? Тогда можно совершать большие перелеты. Эта идея так увлекла братьев Райт, что они стали собирать все публикации, связанные с воздухоплаванием.
В августе 1896 года Лилиенталь погиб во время своего полета в Берлине. Эта весть произвела на братьев угнетающее впечатление. Они все больше склонялись к мысли, что летательному аппарату нужен двигатель, при помощи которого человек мог бы им управлять.
Первые эксперименты
Свои эксперименты братья начали в 1899 году. Первыми в небо они запускали воздушные змеи. Наблюдая за их полетом, они поняли: чтобы сделать поворот, змей должен совершить крен точно так, как это делают птицы.
Значит, неподвижное крыло должно иметь свои рули — элероны. Они снова испытывали воздушные змеи и тросами с земли поворачивали эти рули. Змеи их слушались.
Аэродинамическая труба
Затем братья стали экспериментировать с планерами, но вместо человека в кабину они клали мешок с песком, ездили на велосипедах с приделанными к ним крыльями и, в конце концов, создали аэродинамическую трубу, чтобы определить подъемную силу.
Они убедились, что аппарат слушается человека, поворачивает, если у крыльев возникает перекос. Поворот может осуществляться в ту или иную сторону с помощью крена — разнонаправлено повернутых углов крыла. А подъем на нужную высоту будет происходить с помощью специального горизонтально лежащего впереди плоского руля.
История «Флайеров»
Уилбер и Орвилл все конструировали сами — деревянный каркас аппарата, 2 деревянных пропеллера, бензиновый двигатель и цепную передачу, как у велосипеда. После первого успешного испытания самолета «Флайер» 17 декабря 1903 года они сделали еще две модели, которые, правда, пролетали всего до 100 м в длину при скорости 40 километров в час.
Зато уже в 1905 году их «Флайер-3» пролетел 38 км за 33 минуты. Это был абсолютный рекорд!
Их первый «Флайер» имел размах крыльев 12 м, весил всего 283 кг, двигатель весил 77 кг. Это была самая легкая и в то же время самая управляемая машина.
Поиск заинтересованных
Создав свою компанию, братья постарались наладить контакты с армией США. Чтобы привлечь внимание военных к своим машинам, они демонстрировали им свои управляемые аппараты, умеющие летать по кругу! Такое никому в то время еще не удавалось.
Но у братьев бывали и неудачи. Они не раз падали на землю, ломали кости, лечились — и продолжали свое дело. Начиная с 1908 года они ездили в Европу и там показывали свои машины, которые вызывали всеобщее восхищение.
Последний триумф братьев Райт
4 октября 1909 года во время празднества в Нью-Йорке Уилбер совершил полет над городом, сделав круг над статуей Свободы. Это был последний триумф обоих братьев. В 1912 году Уилбер заболел брюшным тифом и умер. Орвилл продал компанию и самолетами больше не занимался.