Элиша Отис. История человека, создавшего лифт

Лифт – это гениальное открытие человека. Я полагаю, с данным утверждением согласится каждый, ведь человек, вес которого может достигать более 100 килограмм, просто не может подняться на этаж высотки. Идеальная альтернатива – поднятие на лифте. Люди, страдающие избыточным  весом, испытывают трудности даже при любом передвижении, не то , что при подъеме. Уже в Древнем Риме были сооружены простейшие лифты-подъемники. Древние письменные источники также свидетельствуют о том, что в Азии и в Европе также существовали лифты. Но эти подъемные системы основывались на силе ослов и рабов, поэтому необходимо было создать искусственный двигатель.  Первым из таких стал феноменальный двигатель на пару, который начал свое активное существование с 1698 года. Именно данное открытие стало активным  толчком для производства лифтов. В жилых же помещениях пока лифты не применялись.

Почему? На это существовал ряд причин. Во-первых, паровой двигатель работает при условии постоянной работы паровой машины, а это было очень дорого. Обычные жильцы не могли позволить себе такую роскошь.  Во-вторых, работа парового двигателя сопровождается огромным шумом. Этот шум настолько велик, что способен свести с ума. Поэтому ни один бы здравомыслящий человек не захотел бы иметь в своем доме это чудовище- машину.  В-третьих, конечно же, хромает безопасность. Древние лифты ей особо не отличались. То и дело отрывались тросы, ладно, если лифт упадет с грузом, но не с живыми же людьми! К тому же, рабочим, которые использовали лифт, платили двойную зарплату за риск, который они принимали на себя. Последний пункт – самый важный. Он как раз и останавливал популяризацию лифтов на бытовом уровне.

Ученые стали размышлять о том, что нужно что-то менять, поэтому Элише Отису, выдающемуся механику, пришла гениальная идея.  Элиша Грейвс Отис, согласно многочисленным источникам, считается создателем лифта, но на самом деле это не так. НЕ стоит дублировать информацию, изложенную в данной статье. Мы убедились, что лифты существовали и до него. Он как раз  смог преодолеть  антибезопасность лифта. Он сделал так, что при обрыве лифт не падал стремительно вниз, а останавливался. В 1852 году, когда он переехал жить в Нью-Йорк, то Отис стал работать на мебельной фабрике. Считается, что Отис однажды был свидетелем трагедии, когда оборвался трос лифта.  Это и стало отправной точкой к его дальнейшим открытиям.

Конструкция механизма Отиса

Сам механизм Отиса описывают по – разному. Кто-то считает, что он был укреплен рельсом  — пластиной, которая была похожа на пружину и делала изгиб тогда, когда поднимался лифт. Если трос обрывался, пружина как раз и задерживала падение. А есть и такое мнение: Отис создал лифт, который основывался на простой конструкции, состоящей из двух зубчатых реек. Если тросы натянуть, то шетстеренки начинали свободно вращаться. Но как только случалось какое –либо ЧП, тросы препятствовали движению кабины, тем самым задерживая ее падение.

Заметим, что это не предел мнений. Данные точки зрения существуют в различных вариациях.  Но если внимательно изучить схему, по которой лифт Отиса совершал работу, то можно понять, что все эти мнения совсем неточны. Итак, конструкция Отиса представляет собой раму, похожую на букву «П». Эта рама совершает направления по двум траекториям, по двум направляющим, которые имеют зубчатое строение. В самой верхней части рамы расположены элементы, называемые Г-образными. Эти элементы вращаются вперед-назад.

Как же работает конструкция?

Рама имеет внушительный вес, под действием него она как раз и натягивает трос, совершая давление на концы Г-образных элементов, которые, в свою очередь, поворачиваются и вытягивают специальные штыри. Это как раз и позволяет раме свободно совершать движения вверх и вниз. Если же трос обрывается, то рама начинает совершать временное падение. Ведь силы тяжести не избежать! В это время рессора изгибается, она становится более плоской .Давит она на место концов Г-обрзаных  деталей, которые начинают поворачиваться в обратную сторону, «выпуская» штыри. Все очень просто! Лифт как раз они и удерживают от падения.

Конструкция Отиса сразу приобрела неимоверную популярность, его подъемники стали называть безопасными. С 1853 года он начинает свой бизнес: лифты Отиса активно раскупаются.  Вначале дела шли не очень гладко, ведь затрат было много, а выручка получалась от продажи небольшая. Отис стал всерьез размышлять о том, как бы ему удешевить себестоимость конструкции.

Вскоре Отис стал «пиарить» свой товар: он активнейшим образом организовывал выставки. В самом большом зале как раз и располагалась настоящая конструкция, чтобы  люди видели все воочию.  Во время демонстрации Отис очень активно рассказывал о том, как его механизм работает. Помощник Отиса в определенное время, согласно сигналу ученого, перерубал трос. Люди видели, что лифт не падал, а задерживался. Оваци, аплодисменты, слава – вот что ждало Отиса после таких  показов.