Беседу с Владимиром Довганем ведет Артем Мельник.
Обучение после обучения
АМ: Вот по поводу образования — это такая серьезная ценность. Раньше говорили, что если человек не окончил школу, он неграмотный. А вот сейчас, мне кажется, что можно назвать неграмотным человека, который после школы или института прекратил образование. Большинство людей так и делают.
Владимир, как ты считаешь, почему так происходит и как сделать наоборот? Чтобы люди начинали учиться, ведь действительно, как только человек выходит из института — мир поменялся, он научился вчерашнему дню, прекратил учиться и все, он отстал. Но если он начинает учиться, то что происходит?
ВД: Абсолютно глубокое наблюдение, очень точное наблюдение и жизненно важное для миллионов, миллионов людей. Смотрите, во-первых, почему люди перестали учиться, перестают учиться? Сама по себе система образования представляет собой репрессивную машину, которая убивает талант, которая дает бессмысленные знания.
Они дают знания на протяжении 10 лет, которые умещаются на 5-долларовую флэшку
И какие это знания? Это моя любимая тема, она задевает меня, потому что меня очень сильно калечило образование. Я был двоечником, учитель математики любил говорить так: «Довгань, ты дибил, дурак и идиот». У меня дислексия, и я немножко отставал в развитии. Я окончил школу, я ненавидел читать, я ненавидел школу, я ненавидел себя и считал себя ничтожеством, лузером и т.д.
Самый любознательный почемучка
Первую книгу я случайно добровольно прочел, когда служил в армии. Я попал в госпиталь, не было телевизоров, компьютеров тогда. Когда с ума сходил на вторую неделю, взял трехтомник Платона «Диалоги Сократа». Это была моя первая книга, т.е. учиться я начал в 19 лет. И с тех пор вдруг я полюбил процесс обучения, познания и считаю своим долгом учиться у умных людей, искать их.
Потихоньку развиваюсь, не очень быстро, я не такой, может быть талантливый, но за эти 30 лет после школы я узнал очень многое и с тех пор с каждым днем я люблю все больше и больше учиться. Как я говорю всегда, что я самый любознательный почемучка. А мои сверстники бросили, вот те, на которых я смотрел снизу вверх, отличники, умные люди, талантливые, они превратились в серость. Серая, скучная жизнь: футбол, пиво, дача, что там еще я не знаю, в Турцию выехать и т.д.
Почему это произошло? Потому что одним из страшнейших проклятий современного образования является убийство у людей, у детей желания учиться. Это тормозит самосовершенствование человека.
Чтобы научиться думать – надо думать!
АМ: Потому, что затачивают просто как винтиков.
ВД: Как винтиков, такие вот методики. Чтобы научиться думать, нужно же думать, чтобы научиться плавать нужно плавать. Как обучали своих учеников Аристотель, Платон, Сократ в тот Золотой век? Брали ученика, приводили на берег реки или моря или в красивый парк и говорили: «Думай вот над этим, решай эту задачу».
И ученик мог думать месяц, в это время важная работа происходила. Вот для меня до сих пор удивительно, вот как Демокрит, размышляя, мог понять, что есть атомы? Кстати, он их и назвал «атомы», представляете? Уже люди знали, что Земля круглая, что есть Вселенные, размышляя.
У современного ребенка нет времени думать, его пичкают, его заставляют запоминать совершенно ненужное, совершенно примитивные знания, в кавычках знания. Вот нажал на кнопку и их получил.
Ошибки позволяют учиться
АМ: Еще и запрещают ошибаться.
ВД: Вот точно и времени не остается, масса времени нужна, масса заданий, тесты, а когда ребенку думать учиться? Плюс вот это насилие, вот вы абсолютно правы.
Я работаю руководителем очень много и давно. Первая моя работа в жизни была, мне было 17 лет и я начал подрабатывать тренером по гребле, а первый мой бизнес официальный, зарегистрированный — это клуб восточных единоборств. Т.е я педагогикой занимаюсь с самого детства, с самой юности так скажем. Через мои руки, как управленца прошли десятки тысяч людей в прямом смысле слова.
И вот я всегда поражался: приходит менеджер и думаешь, почему он так всего боится? Смотришь, талантливый парень, красивый, лобастый. И вы абсолютно правы, современное образование построено на том, что ребенка бьют, если он ошибаются. Дают, во-первых примитивную задачу, есть только один правильный ответ, а в жизни у нас с вами правильных ответов десятки, тысячи каждый день. И если ты ошибся, тебя бьют. Двойка — унижение, кнут.
АМ: Т.е затачивают всегда в одно получается?
ВД: Да, очень интересное научное открытие: три года назад группа ученых доказала, оказывается, мы с вами учимся только тогда, когда ошибаемся. И обезьянки, высшие млекопитающие учатся только тогда, когда ошибаются.
АМ: Два элементарных примера — это ребенок, если он не упадет, он не научится ходить и велосипед, если ты не упадешь, ты не будешь держать равновесие.
ВД: Точно, а современная школа делает все, чтобы мы боялись ошибаться.
АМ: И не развивались таким образом.
ВД: Вот выпускают закомплексованных, зажатых рабов, вот не в обиду, но это действительно так. Не хочу обидеть всех преподавателей, всегда есть талантливые энтузиасты, есть свои Макаренки, Сухомлинские, Постелуцци, но их очень мало. Мы говорим в целом о системе. Вот сегодня такое время: надо всем стать первоклашками, радоваться каждому дню, учиться, это же великое счастье, это молодость, это новая жизнь.
Если вы хотите посмотреть интервью полностью в видео формате, то перейдите по ссылке: Секреты успеха от Владимира Довганя.
Занимаетесь ли вы самосовершенствованием, что это вам дает?