От дикости к гуманизму
В.Д. Андрей Николаевич, вот смотрите, в Англии был такой дикий капитализм, когда истязали детей и не было выходных, отпусков и у нас прошли этап. И тенденция получается такая, что от дикости и жестокости все равно к гуманизму? К какой-то социальной справедливости?
А.Н. Я думаю, что это во всех странах. Во-первых – это общество развивается, уровень общества работает, работает самосознание общества, развивается политическая система. Например, в Англии парламентарная система и защита социальных прав и свобод людей совершенствуется все больше и больше. Под короной английской парламентарная система совершенствовалась. Учитывалось здесь и лейбористское движение, и разного рода другие политические течения, которые нивелировали те сложности и трудности капитализма, которые создавались в Англии, во Франции периода Золя в романе «Жерминаль».
Новые ценности в обществе
И уже в 20 веке жизнь наступила другая совсем, эпоха другая наступила, и появились другие ценности. Демократия – это продукт развивающийся, она учитывается, прежде всего, отношением человека к человеку, уважением к личности человека. Уважение к рабочему, появление системы акционирования предприятий, когда рабочие были акционерами предприятий, как скажем, это было на некоторых американских предприятиях, у Форда и других.
Когда рабочие чувствовали себя членами этого коллектива и они не за страх, а за совесть работали на командира промышленности.
Все это вместе взятое давало вот этот феномен, который привел в конце-концов к повышению жизненного уровня всего общества. Под руководством тех политических деятелей, тех командиров промышленности, которые это понимали и которые это поддерживали. Также было и в дореволюционной России, но эти процессы были прерваны событиями революции 1917 года.
Мы – особые?
В.Д. У меня есть ощущение, что мы особые, не потому, что я шовинист, не потому, что я хочу поднять нашу культуру или наш народ выше других, но я просто много работал в Америке, Германии, Швейцарии. Конечно у нас много разгильдяйства, очевидно, много каких-то вещей, таких непотребных, но в то же время у меня есть какая-то интуитивная оценка, что мы все равно какие-то творческие, что мы какие-то залихватски масштабные, что мы какие-то душевные. Вы вот уже с высоты своего возраста, вот ваша точка зрения? Есть у нас какая-то конкурентоспособность, отличительная черта?
А.Н. Я думаю, Владимир, что вы идеалист. Здесь надо иметь в виду, что есть в цивилизациях, в том числе и российской, общие каноны, которые свойственны всем цивилизациям и американской и английской и французской. Вообще западные цивилизации – это общие ценности, общечеловеческие, а есть ценности, свойственные только данным цивилизациям, только данным народам.
Формирование ценностей русского народа
Российский народ жил только на этой территории, развивался в условиях нашего климата, нашей географической среды, наших внешнеполитических трудностей, нашего милитаристского государства, нашей автократии. Ценности были вызваны необходимостью этой обороны, защиты, спасения людей, создания армии, защиты своего суверенитета, освобождения от татаро-монгольского ига.
Потом отвоевание русских земель из-под ига иноземцев, шведов — это все накладывает печать на психологию народа, на уровень народа, на его отношение к власти, на его отношения между собой внутри социального общества. Понимаете, все это действительно особое и я не скажу, что это слишком стилистически красивое. Такая жизнь, понимаете, трудная жизнь, людей лучше не делает.
У русского народа, у российского народа, была жизнь трудная и эта жизнь людей лучше не делала. Она их делала жестче, она их делала нетерпимее, она приводила порой к таким взрывам как Разин и Пугачев, понимаете? Но вместе с тем преодоление этих трудностей, освоение огромных территорий, освоение этой России, строение ее, победы ее в том числе и армейские приводило к тому, что люди гордились этой страной.
Приводило к тому, что люди были готовы на подвиги ради этой страны, ради этих ценностей, именно российских ценностей, российских трудностей. И я думаю, что здесь, конечно, есть у российского менталитета особое лицо и особый путь, но этот путь очень сложный, противоречивый и не всегда идеальный.
Если вы хотите посмотреть беседу В. Довганя и А.Н. Сахарова полностью в видео формате, то перейдите на страницу Разговор с историком Александром Николаевичем Сахаровым.