История бренда Nike
Кто такие основатели трендовой фирмы «Nike»? Почему данная фирма является столь популярной и по сей день? Как простому бегуну удалось возвести целую корпорацию из руин? Фил Найт – имя так называемого виновника торжества, в честь которого и посвящена данная статья. Главным помощником по бизнесу стал его тренер Билл Боуэрман.
С чего же все началось? Как создается бизнес? Он либо занимает новое неизведанно заранее место, либо предлагает уже известные товары, но по более привлекательной цене. Фирма «Найк» вместила в себя два выше перечисленных варианта.
Фил Найт, еще будучи студентом, основал свою компанию в 1964 году. Он профессионально занимался бегом, состоял даже в спортивной команде Орегонского университета. В то время все спортсмены, которые хотели качественно обуваться, делали это в «Адидасе». Но далеко не все могли себе это позволить, ведь трендовая обувь стоила уж очень и очень дорого: тридцать долларов за пару кроссовок – это баснословные деньги. На самом деле, выбора-то особо не было, так как дешевая обувь была ужасно низкого качества, профессиональные спортсмены чувствовали ужасный дискомфорт, нося такую обувь. Фил Найт нашел выход из сложившейся ситуации: он стал перекупать обувь на зарубежный сайтах, а потом реализовывать товар в своей стране.
К тому же, Майк обучался в Стенфорде на экономическом факультете. Заданием на одном из семинаров была стратегия развития бизнеса мелкой частной фирмы, включая маркетинговый план. Именно данное занятие помогло Найку понять, как нужно создавать свой бизнес. Название компании появилось не сразу. Первое название было — Blue Ribbon Sports, но в то время компания не существовала.
1963 год – поворотный в жизни Майка, ведь теперь он отправляется в Японию в так называемую командировку. Он начинает свой бизнес там, ведь японская рабочая сила была очень и очень дешевой. Первые кроссовки Майк продавал прямо на улице, ему нравилось вести бизнес. Вскоре компания Майка пополнилась талантливым менеджером Джеффом Джонсоном, который взял на себя отдел продаж. К тому же, данный человек тоже занимался спортом, поэтому, что нужно спортсмену, он знал не понаслышке. Джонсон расширил базу клиентов, ведь многие известные спортсмены были ему лично знакомы. Джефф взял у каждого из них интервью о том, какую обувь они используют для тренировок, просил назвать все достоинства и недостатки.
Теперь компания приобрела свое имя, существующее и по нынешний день. Это название было придумано совместно Найтом и Боуэрманом в честь богини Ники. Теперь бизнесмены перестали перепродавать чужие кроссовки, теперь настало время для истинного производства.
В 1971 году у фирмы возникла потребность в новом логотипе. Его придумала студентка, молодой дизайнер Каролин Дэвидсон за очень смешную цену(за тридцать долларов). Но Найт проявил благородство. Позже он подарил Каролин статуэтку Найк, украшенную бриллиантами. Логотип компании существует и по сей день. На нем нарисовано крыло той самой богини Ники.
1975 год – время создания знаменитой подошвы. Билл создал ее, когда рассматривал вафельницу жены. Он подумал, что подошву лучше сделать рифленой. Именно с того момента «Найк» начинает набирать популярность на рынке продаж.
Но изобретатели не останавливались. Следующий шаг – изобретение амортизации для кроссовок. В 1979 году появляется первая модель. Покупатели разобрали все до последней модели. Авторитет фирмы только рос и рос.
Именно в 1981 году компания приобретает свое настоящее имя уже официально. Известные спортсмены начинают хвалить «Найк», охотно соглашаются его рекламировать. Примечателен тот факт, что многие олимпийские чемпионы предпочитали кроссовки именно этой фирмы.
А какой ажиотаж произвела «воздушная подошва»!!! Но механизм ее действия был скрыт тщательным образом. Но покупатели были уж очень любопытны, поэтому Найту пришлось прибегнуть к маркетинговому ходу: воздушная подошва была внешне увеличена, что давало почву для размышлений всех жаждущих покупателей докопаться до истины.
Любая «продвинутая» компания имеет свой девиз, Найт выбрал для своей фирмы именно такой: «Just Do It» («Просто сделай это»). Эта фраза была официально закреплена за компанией и стала ее лозунгом. Реклама компании стала протекать в ироничной форме, что привлекало клиентов все больше и больше.
Но не все так радужно, есть и темные пятна в жизни фирмы «Nike». Страны третьего мира покупают продукцию данной компании. Именно на данной территории возникает конфуз: фирму критикуют за крайне низкие зарплаты ($40 в месяц) и эксплуатацию детского труда. «Найк» пытается решить проблемы, но не всегда это получается успешно. Иногда возникает проблема с использованием токсичных веществ. Руководство изо всех сил пытается не раздувать скандалов.