«В 1954 году мне было 52 года. У меня был диабет и артрит. Мне вырезали желчный пузырь и большую часть щитовидной железы. Но я верил в будущее,» — так вспоминал Рэй Крок судьбоносный момент, когда он познакомился с братьями Макдональд.

На момент, когда ему исполнилось 52 года, его можно смело назвать неудачником: небольшая глухота, проблемы со здоровьем, отсутствие денег. Когда в 1954 году ему потребовалось 15 тысяч наличными, чтобы выкупить лицензию на распространение «Макдональдса», ни один банк не дал ему кредита. Пришлось заложить дом и страховку.

Так начиналась история головокружительного успеха Реймонда Альберта Крока. Позднее журнал «Тайм» включил его в список 100 важнейших людей 20 века.

Будущий миллионер родился 5 октября 1902 года в Оук-Парк, штат Иллинойс, в семье выходцев из Чехии. Помимо Рэя в семье было ещё двое детей — сестра Лорэн и брат Роберт. Отец умер в 1929 году (одна из причин — нервное потрясение из-за банкротства своего предприятия во время Великой депрессии).

После знакомства с Макдональдами он прожил еще 30 лет и заработал 600 миллионов долларов. Сейчас на всей планете находится более 29 тысяч ресторанов «Макдональдс» . Ежедневно фирменные бургеры и картошку фри поедают более 45 миллионов человек.

Но одним из самых больших достижений Рея Крока является то, что благодаря ему сотни мелких бизнесменов Америки, поверивших в идею и инвестировавших последние деньги в покупку франшизы, стали миллионерами.

«Чем больше я помогаю другим добиться успеха, тем более успешен я сам». («The more I help others to succeed, the more I succeed.»)

Рэй Крок

Мало кто знает, но во время Первой Мировой войны, когда Рэю было лишь 15 лет, он соврал о своем возрасте и стал водителем машины Красного Креста.

Кстати, после смерти его последняя жена, которой досталась большая часть наследства после смерти мужа, завещала 1,6 миллиарда долларов Армии Спасения.

Есть и еще один занимательный факт. Рэй Крок служил в одном отряде вместе с Уолтом Диснеем, который впоследствии со своим старшим братом основал известную каждому ребенку компанию «Walt Disney Productions».

После окончания войны чем только Крок не занимался. Он был и пианистом, и джазовым музыкантом, и диджеем на радиостанции WGES в своем родном городке, и участником музыкальной группы и продавал бумажные стаканчики и мультимиксеры. Было и так, что он работал в ресторане за еду и крышу над головой, чтобы познать изнутри все тонкости ресторанного дела.

Рэй Крок не имел высшего образования, как и многие другие успешные бизнесмены, чьи имена до сих пор на слуху. Генри Форд, Стив Джобс, Джон Дэвисон Рокфеллер являются яркими  примерами того, что диплом не гарантирует успех.

«Образование является важным преимуществом, но оно не гарантирует успех, а его отсутствие не является фатальной помехой.» («While formal schooling is an important advantage, it is not a guarantee of success nor is its absence a fatal handicap.»)

Рэй Крок

Рэй на протяжении своей долгой и непростой жизни развивал те качества, которые позволили создать ему непревзойденную империю фаст-фуда. Среди них : стратегическое и критическое мышление, гибкость, умение налаживать контакты и вести переговоры, нестандартный взгляд на вещи и отличная память.

Рэй Крок не был изобретателем фаст-фуда. Даже технологию быстрых продаж он не придумал сам, ее создали братья Макдональды. Рэй умел продавать и делал это очень хорошо. В течение 17 лет он работал в компании «Лили Кап Компани». Он занимался продажей бумажных стаканчиков и не без оснований был признан лучшим дилером компании. Благодаря его смелым и нестандартным подходам, он в несколько раз увеличивал прибыль фирмы.

Затем он решил открыть свой собственный бизнес и продавать новинку на рынке — мультимиксер. Поначалу все шло замечательно — продажи росли, но спустя какое-то время пришел конкурент с более усовершенствованной конструкцией оборудования и, к тому же, продававший его по более низкой цене. И Крок чуть ли не разорился.

Он был вынужден, как в былые времена, сесть за руль и разъезжать стране. Именно в это время ему приглянулся маленький придорожный ресторанчик в Сан-Бернардино. Его удивило, что несмотря на свои размеры, владельцы заказали целых десять мультимиксеров. Он спросил у своего знакомого: «Что они с ними делают?» И тот ответил : «Деньги зарабатывают.»

Крок решил разузнать все подробнее, сел в машину и поехал в Калифорнию.

Сан-Бернардино был обыкновенным провинциальным городком. Ресторанчик был собственностью двух толстяков с одинаковыми залысинами и в одинаковых очках. Это были братья Макдональды. Они придумали систему скоростного обслуживания клиентов, которой до сих пор пользуются все рестораны сети «Макдональдс» по всему миру.

Рэй Крок впервые увидел металлические прилавки, к которым подходили люди и делали заказ, огромный автоматизированный конвейер, где готовились центнеры картошки, жарились бургеры и взбивались сотни молочных коктейлей.

Его поразило меню — всего лишь девять наименований! Вся еда подавалась в одноразовой бумажной посуде, которую не нужно было мыть.

Но, пожалуй, самый важный момент: в заведении были невероятно низкие цены. В то время как конкуренты продавали гамбургеры за тридцать центов, здесь они продавались за пятнадцать.

Несмотря на хороший доход, братья Макдональды не стремились расширять свой бизнес. Им хватало 300 000 долларов, которые за год приносил их ресторан.

Первый предприниматель, который приобрел у них франшизу, предложил назвать свой ресторан тоже «Макдональдс», на что Дик Макдональд ответил: «Да зачем? В вашем городе это имя все равно ничего не значит.» Их франшиза стоила копейки -от одной до двух с половиной тысяч долларов. И они даже не подумали взять себе процент с продаж ресторана.

Рэй Крок был очень наблюдательным и дальновидным человеком. Посетив ресторанчик братьев Макдональд, он моментально понял какой огромный потенциал заложен в этом бизнесе и то, что распространение таких ресторанчиков по всей стране сулило огромную прибыль.

«Два наиболее важных требования для большого успеха: во-первых, быть в нужном месте в нужное время, а во-вторых, делать что-то для этого.» («The two most important requirements for major success are: first, being in the right place at the right time, and second, doing something about it.»)

Рэй Крок

Крок сделал Макдональдам предложение продавать их франшизы. Это было как раз кстати — они искали такого человека. Условились на том, что франшиза будет стоить 950 долларов и выдаваться на двадцать лет. Плюс ко всему каждый ресторан должен отдавать 1,9 процента от своей прибыли: 1,4 Кроку, а 0,5 Макдональдам за использование их системы быстрого питания и их имени.

Огромным недостатком этого договора было то, что Рэй Крок не мог вносить никакие изменения в систему «Макдональдс». Как бы он не хотел ее усовершенствовать, он не имел права и пальцем пошевелить.

Рэй Крок мечтал создать единую систему высоких стандартов во всей сети ресторанов «Макдональдс». Чтобы везде было очень чисто, одинаковое меню, одинаковая униформа, одни и те же цены.

«Если вы работаете только ради денег, вы никогда не заработаете их, но если вы любите свое дело и на первое место ставите клиента, то вы добьетесь успеха.» («If you work just for money, you’ll never make it, but if you love what you’re doing and you always put the customer first, success will be yours.»)

Рэй Крок

Он не был создателем франчайзинга, он только его усовершенствовал. Он хотел создать международную сеть ресторанов быстрого питания. Чтобы получать долгосрочную прибыль, нужно заработать репутацию для бренда. Поэтому с первого момента он отказался от быстрой прибыли. Он не продавал франшизы на целые территории, как это делали до него. Крок продавал франшизу на один ресторан. Если ресторатор доказывал свою ответственность и следовал всем высоким стандартам «Макдональдса», то впоследствии ему могли доверить строительство еще одного ресторана.

Нужно отметить, что Крок не хотел наживаться на рестораторах, чтобы они покупали только у него продукты и продовольствие по завышенным ценам, как делали другие хозяева франшиз. Наоборот, обладатели франшиз могли покупать все необходимое там, где им заблагорассудится. Было только одно условие: все должно было соответствовать высоким стандартам «Макдональдс» — от количества касс до размера картофелин.

Впервые во франчайзинге он сделал зависимость своего дохода от дохода ресторатора.

Рэй Крок мечтал делать бизнес так, как он хочет. Макдональды сказали, что он может купить все права на фирму за 2,7 миллиона долларов. Сумма была завышена, но они не хотели снижать цену. У самого Крока такой суммы и близко не было.

Но Гарри Зоннеборн, главный финансист «Макдональдс» и правая рука Рэя Крока, сделал невероятное. Он нашел инвесторов, которые готовы были вложить 2,7 миллиона долларов в этот бизнес. Однако, ему пришлось пойти на хитрость, которая в дальнейшем сыграла очень большую роль в развитии компании.

Никто не хотел инвестировать деньги в фаст-фуд. Это было слишком рискованно. Зоннеборн не растерялся. Тихим голосом он раскрыл «великую тайну»  перед богатыми мужами: «Вообще-то мы не занимаемся фаст-фудом. Мы… занимаемся недвижимостью».

Недвижимость внушала уверенность, и Рэй Крок получил желанные 2,7 миллиона долларов. С этого момента началась новая глава в истории «Макдональдса».

Крок и Зоннеборн разработали стратегию по выкупу земли и зданий, в которых располагались их рестораны. Не многие знают, что большая часть активов компании на данный момент — это недвижимость, а не кофе с гамбургерами.

К заслугам Крока стоит отнести и то, что он осуществил переворот в сельском хозяйстве США. Он основал новую систему дойки коров, упаковывая сливок и выращивания картофеля. И это было сделано только для одного: создать самый высокий стандарт для ресторанов быстрого питания. До сих пор во всем мире нет ни одной крупной сети ресторанов фастфуда с такими строгим контролем качества. Во многих городах мира люди выстраивались в очередь, чтобы попробовать еду в легендарном ресторане.

Ко всему прочему, Рэй Крок известен своей благотворительностью. Он вкладывал деньги в исследование и лечение диабета, алкоголизма и других заболеваний. Сейчас широко известна его организация «Дом Роналда Макдональда», которая через сеть «Макдональдс» устраивает благотворительные акции и собирает деньги для больных детей.  И это далеко не все.

В 1974 году Рэй Крок покинул пост генерального директора «Макдональдс» и купил бейсбольную команду Сан-Диего. Он всегда очень любил бейсбол.

«Качество лидера отражается в стандартах, которые он для себя устанавливает.» («The quality of a leader is reflected in the standards they set for themselves.»)

Рэй Крок

Он перенес инсульт в 1978 году, а 14 января 1981 году в возрасте 81 года он скончался в больнице Сан-Диего.

Его давно нет в живых, но его бизнес продолжает творить добро и превращать бывших рядовых американцев в миллионеров. Ведь 85% 21-миллиардного годового оборота компании приходится на индивидуальных инвесторов в США.